Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /var/www/u1002465/data/www/stopfashizm.ru/core/model/modx/modcachemanager.class.php on line 580
Хасан
Магомадов

Хасуха

Исраилов

Хасан Исраилов

? — 25 декабря 1944

Хасан Исраилов

Ряды коллаборационистов чаще всего пополняли противники советского режима и те, кто затаил обиду на власть за притеснение своего народа. Личность Хасана Исраилова не стала исключением. Спорным остается преступность такого выбора - можно ли считать деятельность банды Хасана Исраилова народно- освободительной, при том, что он предал свое государство? 

История Хасана Исраилова

В биографии антисоветского чеченского активиста много белых пятен - даже неизвестна дата его рождения - в разных источниках примерно обозначается 1903-м, 1907-м и 1910-м годом. Из них же известно, что среднее образование он получил в Ростове, после чего пополнил ряды молодых ребят в ВЛКСМ.

Хасан Исраилов питал интерес к писательству и готов был сделать его делом своей жизни. Творчество Хасана насчитывает множество пьес и стихотворений. Оно было направлено на гневное обличение советской власти. Не изменяя своим идеям и имея обостренное чувство справедливости, Хасан Исраилов стал журналистом. Будучи корреспондентом “Крестьянской газеты”, Хасан писал негативные статьи о членах партии, обвиняя их в грабеже народа Чечни. Делал он это аргументировано и, казалось бы, по делу, так, что это обеспокоило местную политическую элиту и поставило журналистскую карьеру Хасана под угрозу. 

В 1931 году Хасана Исраилова арестовали за “контрреволюционную клевету” и дали десяток лет тюрьмы. Но произошло можно сказать “чудо”: партийные вельможи и вправду были пойманы за воровство и взяточничество. Поэтому чеченского журналиста отпустили. 

Воодушевившись, Хасан Исраилов поехал в столицу получать высшее образование в Коммунистическом университете трудящихся Востока им. Сталина, перед этим попрощавшись с журналистской деятельностью. В Москве он увлекся политикой. 

После учебы Хасан Исраилов возвращается на родину, где совместно с другими чеченскими активистами собирается написать письмо советскому правительству. В нем он критикует деятельность советских политиков, затрагивающих вопрос религии и национального наследия чеченского народа. Хасан Исраилов выступает с резким предложением: снять со своего поста 1-го секретаря областного комитета ВКП(б) в Чечено-Ингушетии, а также лишить поста народного комиссара внутренних дел. За это чеченский политик получает массу проверок и в конечном счете повторный арест. Но спустя короткое время выясняется, что обвиненные им чиновники репрессированы. Исраилов выходит на свободу и снова она дает ему сил для нового бунта.  

Сепаратизм Хасана Исраилова

Имея обостренное чувство справедливости и большое желание изменить мир к лучшему, Хасан Исраилов добровольно отказался от спокойной жизни и перспектив построить карьеру. Он хочет бунтовать и бороться с советским режимом. Но этот путь для молодого человека может обернуться возможно не героической славой на родине, а напротив, званием врага народа. 

На должность секретаря Общественного комитета был назначен другой человек, Быков, он предлагает Хасану вернуться в журналистскую профессию и занять партийную должность. На что чеченский общественный деятель ответил письмом, в котором обвинил советскую власть, что она уже 20 лет истребляет его народ под разными предлогами: людей убивают, если они кулаки, муллы или вовсе “буржуазные националисты”. 

Хасан Исраилов пригрозил повторить сценарий Финляндии, которая добивалась освобождения от империализма красных. По его мнению, финны - маленький и свободолюбивый народ, который рабовладельческой империи не одолеть. Оппозиционер предостерег, что Кавказ близок к тому, чтобы стать второй Финляндией и своим примеров вдохновить на сепаратизм другие пострадавшие от угнетения советской властью народы. 

В начале 1940-го года Хасан замышляет восстание. Чеченский активист становится лидером вооруженного антисоветского движения у себя на родине. Исраилов руководил отрядами, под контролем которых он мог держать многие чеченский районы. Несколько таких районов, один из них Галанчожский, так и остались во власти исраиловских повстанцев до конца 60-х годов. 

Моральным ударом и крушением иллюзий для Хасана Исраилова стал советско-финский мирный договор, ведь Хасан очевидно рассчитывал на другой поворот событий. Хасан наивно полагал, что его поддержат другие кавказские народы, а Сталину нанесут сокрушительный удар объединенные силы демократических держав. 

Так чеченский активист поддержки не дождался. Поэтому в 1942 году он затеял нелегальное собрание, на котором поделился мыслями о создании “Особой партии кавказских братьев”, сокращенно ОПКБ. Она, по мнению Исраилова, должна создать свободную братскую Федеративную республику, в которую войдут братские народы Кавказа по решению немецкой власти, а именно “Германской империи”. Впоследствии это стремление к сотрудничеству с нацистами определило судьбу Хасана - он был причислен советской властью к врагам своей Родины и убит в 1944 году агентами НКВД. 

Хасан Исраилов герой Чечни?

Интересно, что повстанческим движениев в религиозной Чечено-Ингушской республике до войны и в военное время руководили светские люди, а не духовные авторитеты. Были случаи, когда их ряды пополняли и представители советской власти. Личности Хасана Исраилова симпатизировали разные слои кавказского населения. Но это не обеспечило ему звание национального героя. 

Виной тому послужила его идея свергнуть советскую власть заручившись поддержкой нацистской Германии. 

Друг детства Хасана Исраилова, писатель Абдурахман Авторханов утверждал, что чеченский активист недолго поддерживал эту идею. Он понимал, что немцев не интересовала независимость Чечено-Ингушской республики. Авторханов говорит о том, что немцы не доставили на территорию республики “ни одной винтовки, ни одного патрона” - этот факт должен реабилитировать Хасана в глазах общественности. А исследователь и член Российской Академии Наук Сергей Арутюнов к этому утверждению добавляет, что кавказский народ никогда не нуждался в вооружении. 

Феномен Хасана Исраилова попытался объяснить исследователь Муса Мурадов. Он развил мысль исходя из взглядов чеченского обывателя: банда Хасана Исраилова в чеченском обществе ассоциировалась с таким постыдным явлением, как “абречество”- это вынужденная изоляция от людей (причины могут быть разные, не только политические) и существование без соблюдения законов. 

Советские же власти заклеймили Исраилова как государственного преступника, рассматривали не только как коллаборациониста, но и как убийцу своего народа. Впрочем, были и основания для обвинений: газета “Грозненская правда” во время войны писала о 20-ти тысячах жертвах банды Хасана Исраилова. От их рук в основном пострадали красноармейцы и партработники.

После смерти Хасана Исраилова на землях Чечено-Ингушской республики продолжали орудовать около 80-ти банд с криминальной репутацией. Возможно это тоже добавило Хасану дурной славы на родине. Также он был отвергнут теми своими соотечественниками, кто воевал против нацистской Германии.