В пост-советский период в Армении Нжде считается национальным героем, его расистские взгляды преуменьшаются, а национализм одобряется. Созданной им идеологии Цегакрона придерживаются крайние националисты.
Политические партии и общественные организации
Начиная с 1990-х годов под влиянием идей Нжде был создан ряд партий.
В июле 1991 года была создана партия «Поклонники рода Армении». Устав партии носит название «Цегакрон». Члены партии следуют идеям Нжде и пропитаны, по мнению российского этнолога Виктора Шнирельмана, «зоологическим антисемитизмом». Цель партии — создание национальной религии, которая основывалась бы на языческих верованиях. Боевики этой партии принимали участие в Карабахской войне. В июне 1991 года была зарегистрирована «Партия цегакрона Нжде», которая придерживается сходной идеологии с партией «Поклонники рода Армении», но здесь отсутствует антисемитизм.
Символ цехакронизма — Таронский орёл
Республиканская партия Армении поддерживает идеологию «Цегакрона» в своей платформе. Она была создана Ашотом Навасардяном, который являлся неоязычником. Позже неоязыческий национализм партии, уделявший значительное место идеям и образам Нжде, уступил место фундаментальному национализму, где Армянская Апостольская Церковь вновь возглавила список национальных ценностей. Однако Нжде продолжает существовать как канонический герой. В 2000 году на пост премьер-министра Армении утверждается лидер партии Андраник Маргарян — крайний националист с «нджейскими» взглядами, назначение которого олицетворяет националистические настроения в стране. С целью большего информирования молодёжи о таких понятиях, как «военно-патриотический и здоровый образ жизни», партия создала свою молодёжную организацию «Цегакрон», которая начиная с 2004 года сотрудничает с Армянской Апостольской Церковью в «борьбе» против религиозных меньшинств.
В школьных учебниках Армении деятельности Нжде даётся высокая оценка, а его сотрудничество с нацистами объясняется как попытка защиты от турецкой угрозы.
Нжде и армянское неоязычество
Корни армянского неоязычества связаны с Гарегином Нжде, который начинает пропагандировать его в 1930-х годах. В современной Армении неоязычество стало распространяться с конца 1989 года, когда ряд интеллектуалов предложил вернуться к армянской дохристианской вере.
Нжде является культовым символом в среде армянских неоязычников, вокруг которого складываются неомифологические тексты и легенды. К местам его ритуальных захоронений организуются паломничества. Его прах, привезённый в Армению, захоронен в трех местах — в области Вайоцдзор в монастыре Спитакавор, частично в городе Капане, где выстроен мемориал, и часть мощей находится на горе Хуступ. Примерно в середине июля — начале августа, начиная с 2008 года, на гору Хуступ неоязычниками организуется паломничество, чтобы провести там ночь. Согласно жрецам, паломники надеются, что их посетит видение божества Ваагна, как оно посетило Нжде. На второй из могил Нжде дважды совершается обряд. Жрецы утверждают, что Нжде был пророком. Его известная фотография в военной форме ставится на плакатах, календарях неоязычников в контекст пантеона языческих божеств.
Могилы Гарегина Нжде
В 1944 году, после занятия советскими войсками Болгарии, Нжде был арестован, доставлен в Москву на Лубянку. За контрреволюционную деятельность в 1948 году был приговорен к 25 годам лишения свободы. Отбывал срок в Ереванской тюрьме и Владимирском централе, где и умер в 1955 году. Похоронили Нжде в огороженной могиле, недалеко от тюремной стены и захоронения матери Клима Ворошилова. Спустя почти 30 лет друзья и родственники Нжде решились на рискованную операция. По рассказам очевидцев, в августе 1983 года муж внучки Нжде приехал во Владимир, ночью откопал часть останков Тер-Арутюняна и тайно вывез их в Армению Там они еще несколько лет пролежали в подвале частного дома языковеда Варага Аракеляна. В 1987 году прах Нжде перезахоронили в церкви села Гладзор на Юго-Востоке Армении.
В 2005 году Нжде, согласно его завещанию, опять перезахоронили у подножья горы Хуступ в городе Капане на юге Армении (при этом часть праха осталась в Гладзоре), где он когда-то воевал. Там установлен установлен мемориал. На обе могилы Нжде приезжают ежегодно сотни туристов.
Третья могила - на старом кладбище Владимира - в которой, очевидно, осталась часть останков Нжде, со временем почти забылась. Приехавший недавно во Владимир Вачик Арутюнян, председатель Всеармянского фонда «АРМИЯ — ОБЩЕСТВО» несколько дней с волонтерами безрезультатно искал железный столбик с железной табличкой, которые установил еще брат Тер-Арутюняна в 1955 году. На помощь пришла знаток Князь-Владимирского кладбища Татьяна Малышева. Спустя день захоронение было найдено.
В день 59-летия со дня смерти Гарегина Нжде владимирские, питерские и московские армяне, а также политические, общественные и военные деятели республики Армения возложили на его могилу венки и провели соответствующие ритуалы с игрой на дудуке. После этого состоялся поминальный обед, на котором был поднят вопрос о строительстве на Князь-Владимирском кладбище памятного комплекса Гарегину Нжде.